Если нельзя, но очень хочется, то нужно обязательно и ничего в мире не стоит того, чтобы делать из этого проблему!


Интересна Java? Кликай по ссылке и изучай!
Если тебе полезно что-то из того, чем я делюсь в своем блоге - можешь поделиться своими деньгами со мной.
с пожеланием
столько времени читатели провели на блоге - 
сейчас онлайн - 

пятница, 18 ноября 2011 г.

Наши мастер-классы в вузах или Как готовились наши TDD тренинги

Хух! Появилось 15 минут свободного времени и я понимаю, если не сейчас то никогда.

Хочу поделиться тем, как прошли для меня последние три недели. Это было круто. Начну с того, что компания GlobalLogic стала организатором серии мастер-классов по вузам некоторых городов Украины. Я попал в водоворот событий. И началось все с подготовки к мастер-классу в КПИ.


Подготовка длилась месяц. Мы с напарником Сережей Зелениным собирались через день, за час до рабочего дня, чтобы к его дейли митингу успеть сделать что-то. Так мы готовились к первому в моей жизни внешнему тренингу по TDD. Все по-взрослому. Знаний по TDD у нас с Сережей накопилось уже предостаточно, чтобы инфицировать тестами людей внутри компании. Настала пора делать это для всех желающих.

Итак, первым был однодневный тренинг в субботу для одной команды внутри компании. Мы получили массу фидбеков как от ребят, так и от того, что "план" и "реализация" соотносятся так же как "небо" и "земля". Программу переписали. Слайды переделали.

И отсюда вывод нумбер 1 Уделяй планированию разумное время, но не более того. План нужен для того, чтобы не бояться начать делать запланированное. дальше все пойдет не по плану, будь уверен. Во время волонтерства на одной из Agile конференций я понял одну штуку - мастерство организации заключается не в том, как чисто и безглючно у тебя все пройдет, а в том, как ты выкрутишься из массы глюков, о которых никогда бы не подумал. И вот этот фидбек самый полезный, потому как именно на ошибках мы учимся. Второй наш план был другим.

Параллельно с нашим тренингом по TDD мы провели первый мастер-класс в КПИ. Аудитория огромнейшая! Оценить ее можно по фотке мастер-класса наших коллег из Харькова Глеба Рыбалко и Вани Тарапова (привет ребята!). 


Ах вот! Нашел и фотки с нашего мастер-класса в КПИ.



Честно, я волновался. Но аудитория была настолько живой и внимательной, что я забыл о волнении почти сразу. Очень помогла мне справиться с волнением презентация, которую мы с Сережей составили специально для студентов. Помню себя в это время - классические лекций уже в горле сидят. Еще одна унылая презентация никому не нужна.

Вооружившись рекомендациями ("Смерть через power point"), которыми делюсь сам с ребятами готовящими доклады для наших техтолков внутри компании, мы создали позитивную презентацию, в которой все наши мысли были закреплены шуточными картинками-образами.

И тут можно выделить нумбер 2 совет - делайте свои доклады/тренинги веселыми. Вместе с тем доносите ценную мысль - то ради чего вы собрались. Это можно и нужно делать параллельно. Когда ваш слушатель смеется ваше чувство волнения рассеивается. Волноваться начинаешь тогда, когда от аудитории нет никакой обратной связи.

Кстати вот она, презентация.



Что дальше? Дальше была серия мастер-классов в других городах. Первый из них Львов.  Страшно уже не было. Сразу после мы попали на хелоуин вечеринку в львовском GlobalLogic. Выложу только одну фотку на память - я, Сережа и его жена. Сережа у нас архитектор в компании, наверное потому он и по центру :) Подробнее о хелоуине тут...


Главное, что я выяснил во время этого мастер-класса - и он же совет нумбер 3 - после каждого доклада находи время на то, чтобы исправить презентацию. Что стоит менять? Перед тем немного расскажу, для чего мне презентация. Первое - это юмор, и это мы уже разобрали этот кейс.

Второе - это мой план речи. Это мой гид. Я никогда не помню, что будет дальше после нажатия кнопки Next - не готовлю за ранее весь спич. От доклада к докладу он может меняться. Я всего лишь знаю, что буду говорить на каждом конкретном слайде. Это позволяет мне менять слайды местами как я хочу, но обязывает добавлять новые слайды, если я хочу сказать что-то новое.

А новое появляется, если:
- тебе зададут неудобный вопрос;
- если ты в ходе доклада копнешь глубже и зацепишь еще один аспект;
- в ходе рассказал появится новое понимание предмета (такое случается со мной всякий раз - по этой причине я и полюбил публичные выступления);
- придумается новая метафора, чтобы объяснить что-то более простыми словами.

Так вот, если во время доклада не делать пометки "какие слайды добавить", а после не потратить час времени на дорисовку этих слайдов, то фидбек, который ты получил от аудитории растворится. Будь уверен, ты вспомнишь об этих слайдах уже на следующем докладе.

К слову, я так себе пообещал делать это, что во Львове, после доклада и хелоуин пати (часа два ночи, когда все пошли спать) я остался в офисе и доделал пару слайдов. Так, на следующий день (а это была Суббота), на нашем однодневном TDD тренинге, ребята GlobalLogic увидели то, что не видели студенты вуза. Оно стоит того!

Кстати про мастер-класс во Львове. Вот видео. Enjoy!



Львовский тренинг в Субботу так же принес множество интересных фидбеков как во время самого тренинга, так и после него, когда ребята отписали нам свои отзывы на почту. Вот один из них:

First I have to say that when I heard about TDD I was a little bit sceptical about this methodology. Write test before real implementation? Are you kidding me? Well, it was before training.

On the beginning of the training, coaches helped me to tune the environment. After that training started. First off all we listened some theory, which by the way was supported with some funny picture( they really helped me to wake up after rought friday night:)). Trainers was nice and gladly answered our questions.

After this we had some practice. Practice was in pairs. Only one pc for two developers. At the first it was unusual, but after a little while I got used to it. And I have to say this methodology could be very effective. Like they said - "One head is good, but two better".

One thing that I did not like in the practice it is a emulation of elevator. IMHO it is too abstract task, I would rather write some "Snake" or "Tetris", maybe something simplier, but definitely something more specific. One more thing I would like to propose it is to organise some sort of little competion between students. E.g some little task and who will do it better and faster.


So, my conclusion is - training was nice. It helped me understood that TDD can be very usefull in some cases. Once again a little more practice and independent work and everything will be perfect.
Teodor Moroz
И тут сразу совет нумбер 4 собирай фидбеки! Во первых позитивные фидбеки почешут тебе эго, и будут очень кстати, когда себя нужно промотивировать сделать что-то для улучшения тренинга. А негативные (скорее то, что не понравилось) станут бесценным вкладом в твой тренинг (конечно, если следовать правилу 3 и делать правки в программе тренинга, презентациях).

Я так же использую позитивные фидбеки для того, чтобы поднять себе настроение/самооценку когда все плохо (такие дни бывают у всех). Читаешь их и душа радуется - думаешь - все ок Саня, мы на правильном пути!

Это была третья неделя. Как все закончилось - поезд на Киев и пару дней работы в офисе, после чего командировка в Харьков - там картина повторилась. Два вуза и однодневный тренинг. Уххх! Все как и раньше - выступили получили фидбек, сделали правки в тренинге.

Больше всего запомнился разговор с Глебом Рыбалко - коллегой их харьковского офиса GlobalLogic. 3 часа в айтишном пив-пабе Big Ben Pub и масса новых идей, в какую сторону развиваться. Глеб, спасибо большое - ты меня очень вдохновил!

Тут вывод напрашивается один - и он же совет нумбер 5 - общайся с людьми, которые уже преуспели в том деле, которое ты только осваиваешь. Они тебе дадут массу ценных советов. Нетворкинг рулит! (Лина привет!)


Что могу сказать после 4й недели марафона - и это совет нумбер 6 - делай перерывы. Телу обязательно нужно отдыхать. Мозгу кстати тоже. Пройдет некоторое время и захочется еще - я в этом уверен. Но сейчас надо немного отдохнуть и немного поНЕдумать на тему тренингов/докладов.


Сейчас я знаю одно - у меня есть масса идей, все они выписаны в отдельный task list и ждут своей реализации. To Be Continued и это, кстати совет нумбер 7 - никогда не останавливайся на начатом. Даже если в какой-то начальный момент покажется, что это не твое. Продолжай.


Хочу поблагодарить этих людей. Страна должна знать своих героев.

 Сережа Зеленин, мой напарник с которым мы все это творили.

Наташа Потапова тренинг координатор с Харькова. Каждый день была рядом (хоть и в скайпе) все то время, пока мы с Сережей готовились.

Сергей Печенежский - тот человек, с инициативы которого это все произошло.
 Глеб Рыбалко поделился ценными идеями и очень вдохновил меня.

 Наталья Ушакова очень помогла нам со всем в харькове.

Аня Радионова очень помогла нам в организации мастер-класса в КПИ.
Спасибо Вам ребята!

P.S. Всякий раз, когда напишешь что-то в блоге - в голове освобождается место для новых идей. Шутка природы в том, что оперативной памяти в голове не много. И лучше использовать моцк как CPU нежели RAM. В этом есть полезное свойство - как только ты освобождаешь мысли - там обязательно заводится что-нибудь новенькое. Люблю за это блогописательство. Вроде написал что-то, чтобы почистить мозг, а там, как грибы после дождя, очередные идеи подрастают. Потому, еще несколько идей на следующей страничке моего блога...


Комментариев нет:

Отправить комментарий